Словарь терминов

Австрийская штора- Штора подъемная из мягкой ткани,  свободновисящая. При подъеме низ шторы собирается в фестоны. Для австрийской шторы применяются как легкие, так и плотные ткани.

АКРИЛ - синтетическое волокно высокого качества, теплое, формоустойчивое, с защитой от моли. Данное волокно используется для производства уличных тканей и маркиз.

АКСАМИТ (нем.) - старинное название бархата, бархатной или атласной парчи в 15 в. на Руси наволок с золотыми узорами, из которого шилась нарядная одежда, в 18 в. ткань употреблялась для украшений.

АКСЕССУАР (фр.) - принадлежность чего-либо, например, аксессуары штор ~ предметы, дополняющие шторы: подхваты, бахрома.

АППЛИКАЦИЯ –нашивка(или наклеивание) кусочков ткани, кожи, меха, шнура или тесьмы.

АППРЕТ (фр.) - вещества (крахмал, жиры и др.), наносимые при отделке на ткань, трикотаж с целью придания им требуемых свойств: несминаемости, безусадочности и т.д. После стирки может смыться. Часто используется для придания товарного вида тонким хлопковым тканям.

АППРЕТИРОВАНИЕ, или АППРЕТУРА (фр.) - одна из заключительных операций при отделке материалов, состоящая в обработке этих материалов аппретами.

АРМЮР (фр.) - в ткацком производстве вид переплетений с мелкоузорчатыми ткаными рисунками, Используется в платках, скатертях, одежных тканях и пр

АРХИТРАВ -(отделка). Деревянное обрамление окна или двери.

АРОЧНЫЙ край - Декоративный край в форме арки.

АСИММЕТРИЧНАЯ штора - Штора, спадающая по одну сторону окна, или полотнища разной длины.

АТЛАС (ар.) — плотная мягкая ткань, лицевая сторона которой имеет гладкую блестящую поверхность, создаваемую особым переплетением нитей. Идет на изготовление штор, нарядной женской одежды, верха ватных одеял и др. Атлас известен со времен средневековья. В 17 в. его изготавливали обычно без рисунка, спокойных полутонов (светло-липового, бледно-розового, зеленовато-серого).

АЦЕТАТ — химическое волокно, в основном в виде тончайшей нити как шёлк. Высокая электризуемость.  По внешнему виду превосходит вискозный шелк. Дает небольшую усадку, очень сильно съеживается и с трудом разглаживается. Хорошо удерживает гофре и плиссе. Малая прочность на истирание.

БАЛДАХИН -  элемент декора спальни. Это полог из ткани, располагающийся обычно над кроватью. Он может быть выполнен в «мавританском» стиле (круглый верх, расположенный по центру кровати или у изголовья), иметь квадратную «крышу» или вообще превратиться в длинный отрез ткани, перекинутый через металлический карниз.

БАНДО – это основа жесткого ламбрекена. Для него чаще используется специальный материал, нетканый или текстильный, имеющий одну или обе клеящиеся поверхности. Еще называется ШАБРАК.

БАРХАТ -  ворсовая ткань со сплошным или узорным коротким ворсом на лицевой стороне. Предположительно, родина его - Италия, в 1247 г в Венеции была учреждена гильдия ткачей бархата. В эпоху поздней готики и Ренессанса огромной популярностью пользовался узорный бархат, особенно рисунок граната с большим раппортом, темно-красного или золотого цвета, подчас с золотыми петлями. Рисунок для бархата часто создавался известными художниками. В эпоху барокко появляется многоцветный бархат. В 17 в. на смену шелковому бархату приходит шерстяной, изготовление которого обходилось дешевле, а позднее - и хлопчатобумажный. Бархат используется для изготовления женских платьев, отделки одежды, для декоративных целей.
Бархат золотный - в старину - паволок, шитый золотыми нитками. Бархат рытый - в старину - паволок с тисненым рисунком. В настоящее время бархат выпускается из различных видов сырья, таких как хлопок, вискоза, шёлк, полиэстер.

БАСОН (фр.)/ ПОЗУМЕНТ - плетенные на особых станках из пряжи любого вида детали украшения одежды, драпировок и т.п. тесьма, бахрома, кисти, шнуры, галуны и др. Басон с тонкой нитью из сплавов цветных металлов называется галуном.

БАХРОМА - гладкая тесьма с висящими с одной стороны нитями, служит украшением к занавесям, одежде, мебели и пр. Бахрома бывает однотонной, сделанной из легких синтетических нитей, и многоцветной, из смешанных декоративных нитей. Бахрому из натуральных нитей (хлопка, льна и шелка) можно красить в любой цвет. Мишурная бахрома  - это скрученные нити, которые прикрепляются в виде бахромы к головке; роскошную тяжелую бахрому используют для отделки чехлов для кресел и диванов. Разрезная бахрома имеет обрезанный край, легче мишурной и применяется в любых изделиях. Блочная бахрома состоит из двух и более разноцветных блоков; эффектная отделка для однотонной ткани. У фестончатой и веерной бахромы фигурные края. Бахрома с кистями  - это ряд нитяных кистей, прикрепленных к головке. Бахрома с бубенчиками - узкая тесьма с маленькими помпонами. Классическая отделка для подушек, абажуров и полок.

«БЛЕКАУТ» (англ. Black-out) Многослойная на 80-100% светонепроницаемая ткань. Портьеры из ткани «блэкаут» задерживают или совсем не пропускают солнечный свет и широко используются для штор в гостиницах, бизнес центрах, учебных и медицинских учреждениях, ночных клубах, фотолабораториях, а так в дизайне штор для дома. Ткань с защитой 60-80% называется dimout («димаут»). Степень светопроницаемости можно проверить фонариком на мобильном телефоне.

БЕГУНКИ- Детали скольжения, прочно закрепленные на рельсе карниза. Бегунки используются в пластиковых шинах и алюминиевых профилях.

БУФЫ (фр.) - пышные складки. Часто использовались в оформлении интерьера дворцов французских вельмож, а также были любимы в эпоху модерна.

БЯЗЬ - прочная, плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, Широкая бязь называется полотно. Идет, в основном, на изготовление постельного белья. В старину на Руси - азиатская, персидская или бухарская ткань, бумажный холст.

ВАЛИК - длинная цилиндрическая подушка на кровати, кушетке, диване или шезлонге. На кровати валики служат опорой другим подушкам, но и сами по себе прекрасно дополняют меблировку. Расцветка валиков может быть такой же, как и у других деталей обстановки, или совсем иной. Чехлы можно сшить из разных тканей, от роскошного бархата до прелестного английского кружева и грубого сукна. Есть несколько способов шитья чехлов для валиков.

ВЕЛЬВЕТ (англ.) - прочная хлопчатобумажная ткань с густым, стойким к истиранию ворсом на лицевой стороне. Используется для шитья мужских курток, для декоративных целей и пр. Вельвет – корд - имеет широкие (около 5 мм) рубчики и высокий ворс Вельвет-рубчик - имеет узкие (2-3 мм) рубчики и низкий ворс. Вельвет фасонный - имеет рисунок, состоящий из комбинаций гладкой и ворсованной поверхности. Так же такую ткань называют БАРХАТ.

ВЕЛЮР (фр.) - кожа хромового дубления со снятым лицевым слоем, по внешнему виду напоминает замшу, но грубее ее и имеет более низкий ворс, что позволяет ее использовать в обувной промышленности и в кожаной галантерее. Так же ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким коротким ворсом.  Велюр – бархат - мягкий бархат с коротким ворсом.

ВИСКОЗА - первое искусственное волокно, завоевавшее коммерческий успех (начало 20 в ). Электризуется (эффект пиллинга). СИБЛОН И МТИЛОН – хим. Модификации вискозы. По эргономическим свойствам близка к хлопку.

ВИССОН -в старину драгоценная тонкая пряжа золотистого цвета.

ВОЛЬТА - прозрачная, очень тонкая и легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с шелковистым блеском Идет, в основном, на шитье легких летних женских платьев.

ВУАЛЬ (фр.) - легкая, полупрозрачная, очень тонкая ткань,  полотняного переплетения, вырабатывается из более толстой пряжи, чем вольта, но усиленной крутки, редкая сетка из тонкой хлопчатобумажной пряжи, нитей вискозного шелка или полиэстера. Ткань идет в основном на шторы, женские платья, сетчатая вуаль может служить отделкой для шляп и пр. Первоначально вуаль была непременной деталью костюма: паранджа чадра - на Ближнем Востоке, биссус - у египтян, в эпоху Римской империи это уже популярное украшение. С 4 в. белая вуаль - символ чистоты - обязательное украшение христианской невесты, черная - означает траур. 14-15 вв. – культ вуалей женщины прикрепляют их на эннвн, мужчины - на шляпы, их душат духами. То исчезая, то появляясь, пережив всплеск в конце 19 - начале 20 вв., когда было модно крепить их к краям шляпки, чтобы прикрыть лицо, они дожили до наших дней, сохранившись в некоторых странах как деталь одежды в нарядах женщин-мусульманок и как ткань в летних нарядах эмансипированных дам.

ГАЛУН (фр.) -плотная лента или тесьма, первоначально золотая, серебряная или мишурная, нашивка из такой ленты или тесьмы на одежде Сейчас галун делают из хлопчатобумажной пряжи, химических нитей, шелка, добавляют армированную нить. В настоящее время используется для нашивок на форменной одежде. Галун, или тесьма для мебельной обивки  - это свободно переплетенные шнуры с шелковой оплеткой. Используют для закрепок на мебельных чехлах в старинном стиле. Плетеная тесьма хорошо ложится на изгибах, поэтому удобна для отделки ламбрекена с фестонами.

ГАРДИНЫ  (ЛЁГКИЕ ШТОРЫ) - как правило, располагаются по всему окну. Для гардин применяют прозрачное полотно ( тюль, сетку, гипюр) или тонкие полупрозрачные ткани ( органзу, вуаль, батист).

ГИРЛЯНДЫ - с каскадом или без него драпируют на окнах как самостоятельный элемент интерьера, так и в комплекте со шторами. Для такого оформления идеальны легкие прозрачные и мягкие набивные  ткани. На гирлянду из легкой ткани пойдет отрез в полную ширину. Драпировку аккуратно закрепляют на задней стороне карниза, тонкой штанги или легкой рейки таким образом, чтобы не было видно деталей. Иногда используют металлические держатели для гирлянд, которые позволяют обойтись без карниза или какой-либо арматуры. Ткань продевают сквозь кольца, прикрепляют по обе стороны от окна и завязывают розетку или бант. Непринужденно свисающая гирлянда обрамляет верх окна, а по сторонам ткань спадает в виде длинного или короткого каскада. Чтобы определить длину гирлянды, провесьте на концах штанги сантиметр и измерьте длину. Измерьте длину(высоту) каскада вдоль окна сверху вниз , удвойте результат. Сложите полученные величины. Прибавьте 30-40 см на фиксацию и получите общий расход ткани.

ГОБЕЛЕН (фр.) - художественно-декоративная ткань, картина, шпалера, изготавливаемая машинным способом. Названа по французской королевской мануфактуре учрежденной в 1662 г. в. Париже на улице Гобеленов - мастеров красильщиков пряжи для производства гобеленов ручным способом. В настоящее время многия называют так жаккардовую ткань которая используется для обивки мебели, на портьеры.

ГОФРИРОВАНИЕ (фр.) - создание волнообразных складок на ткани, тиснение выдавливание на ткани рельефного рисунка.

ГРО (фр.) - в старину название шелковых, самых плотных тканей грогро, гроденапль, гродетур и т.п.

ГРУЗИК -  Грузики, вшитые в кайму или швы занавески, оттягивают края занавесок и предотвращают деформацию швов.

ДАМАСК - шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная или синтетическая ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Хлопчатобумажный дамаск используется для изготовления женского белья, в декоративных целях, шелковый - в основном, в декоративных целях. В 18 в. эта ткань часто имитирует кружево. Названа по городу Дамаск в Сирии, где ее изготавливали. Так же жаккардовая ткань с повторяющимся узором в виде растительных вазонов, расположенных обычно в шахматном порядке.

ДАМАСКЕТ (фр.) - парча с золотыми цветами.

ДАМАССЕ (фр.) -мягкая шелковая блестящая ткань с  крупными узорами. Сейчас применяется как подкладка на женское пальто, для декоративных целей.

ДАМАСТ (фр.) - шелковая узорчатая ткань, бельевая ткань с вытканным узором, камчатное полотно.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ТКАНИ - изготавливаются из хлопчатобумажной, шерстяной, льняной, шелковой и другой пряжи или из смешанного сырья. Наиболее распространены ткани, вырабатываемые посредством узорного ткачества на жаккардовых машинах.

ДЕКОРИРОВАНИЕ- это сложное художественное оформление какого- либо объекта.

ДЖАБОТ ( или де жабо, жабот, галстук)- мягкий элемент ламбрекена, со складками. Непременно имеет ниспадающие концы, благодаря которым он выглядит как жабо или галстук, и является выжным декоративным элементом при дизайне штор с ламбрекенами.

ДЕРЖАТЕЛЬ (ЗАХВАТ) для штор - Декоративный выступ из дерева или металла, который удерживает убранную от окна занавеску.

ДЕРМАТИН (гр.) -искусственная ножа на основе ткани с нитроцеллюлозным покрытием. Используется для обивки мебели, переплетных работ и т.п.

ДИОЛЕН - синтетическое волокно использующееся для изготовления постоянных складок - плиссе - на юбках, платьях, костюмах. Легко стирается, отличается продолжительностью носки.

ЖАЛЮЗИ- это конструкция из подвижных пластин. Бывают вертикальные жалюзи и горизонтальные жалюзи. Состоят из карниза и ламелей. Ударение на последний слог!

ЖАККАРД, ЖАККАРДОВАЯ ТКАНЬ, ЖАККАРДОВОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ (фр.) - сложный многоцветный или однотонный узор на ткани или трикотаже, получаемый с помощью специальной технологии, когда рисунок не набивается, а вплетается. Назван по имени французского изобретателя Ж. М. Жаккаpa (1752-1834), создавшего в начале 19 в. машину для выработки крупноузорчатых тканей (ковры, скатерти и др.) за счет раздельного управления каждой нитью основы.

ЗАВЯЗКИ - оригинальное крепление штор к карнизу в виде тканевых полосок, бантов, узелков.

Занавески в стиле «КАФЕ» - Занавески, висящие на тонком стержне посередине окна, обычно верхний край выполнен в виде фестонов или на кулиске.

Занавеска-экран - Занавеска с кулиской по краям. Часто используется для декорирования стекла в книжных шкафах.

Занавески - Скрещенные.    Задрапированные крест-накрест и закрепленные на противоположных сторонах.

Зазубренный край -  Декоративный край с квадратными зубчиками.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ШТОРА (Итальянская шнуровка) - Шнур для подъема занавесок, диагонально протянутый через всю занавеску.

ИЗНАНКА- в ткани  всегда возможно определить лицевую и изнаночную стороны по кромке. На лицевой стороне кромки, имеются выпуклые точки от игл. В современных способах производства допускаются точки и на изнанке!

КИСТИ  - красивые и нарядные декоративные аксессуары для оформления интерьера. Различают от самых простых из единичных нитей до больших, разноцветных и сложных по составу. Используют как в качестве подхватов штор, так и как украшение на подушки.

КОКИЛЬЕ - сдвоенное по длинной стороне де жабо. Обычно центральный элемент ламбрекена.

КОЛОКОЛЬЧИК (раструб) - расширенная книзу одинарная складка. Линия низа выкроена полукругом, разрез находится сзади.

ДВОЙНОЙ КОЛОКОЛЬЧИК (трефолий) - колокольчик, заложенный двумя симметричными относительно линии середины складками.

КРЕП (фр.) - общее название тканей с шероховатой, волнистой поверхностью Выпускаются ткани шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные, крепдешин (китайский креп), креп-жоржет, креп-шифон, креп-сатин, креп-лавабль и др. Раньше так называлась тонкая редкая ткань, предназначаемая для вуалей В настоящее время ткань используется для шитья нарядных женских платьев, штор, французских и австрийских штор и т.п.

КРЕТОН (фр.) - плотная жесткая хлопчатобумажная ткань с цветным узором  для обивки мебели, драпировок и т.п.

КРУЖЕВО - полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья, вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже 15-16 вв. Первое кружево шилось иглой, называлось оно «стежок в воздухе». Этим кружевом отделывались воротники фреза, на которые уходило 10-15 м. Кружев. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции, в городе Алансоне, в Брюсселе.
Почти одновременно с шитым кружевом появилось кружево, плетенное на коклюшках. Чем сложнее узор, тоньше нитка и шире кружево, тем больше коклюшек требуется для плетения. Например, в Бельгии, случалось, кружевницы плели с помощью 600 коклюшек.
В 16 в. кружево было в большой моде и поэтому многие города Франции занимались этим трудным, но выгодным делом, изготавливали брабэнтское, «малин», шантильи, валансьен, блонду, фламандское и др. кружево. Плелось оно из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево.
К концу 16 в. в моду вошел гипюр. Для того, чтобы кружево было тонким, как правило, использовали брабантскую нить. Плели ее маленькие девочки из влажной льняной кудели, так как только детские пальчики могли уловить тот момент, когда нитка становится нужной толщины. Эту нитку закупали в разных странах для изготовления кружев.
В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей; ими отделывали одежды знати. В 18 в. крепостные девушки занимались плетением. Кроме русского, они плели кружева, подобные венецианскому и французским, отличить которые от настоящих было практически невозможно, впоследствии их стали называть «русский валансьен». К началу 19 в. появились кружевные промыслы - в Вологде, Ельце, Рязани, Новгороде, Туле, Вятке и др. городах. В каждом кружеве были свои приемы, по которым можно было определить, где оно было сделано.
С отменой крепостного права изготовление кружев резко сократилось, со временем отличительные черты различных промыслов сгладились, стали трудноразличимы.
В 1837 г. была изобретена машина для изготовления кружев. Они стали дешевле и пошли на отделку женского белья. С этого времени кружева становятся обычным украшением белья и одежды, а не предметом роскоши, как раньше.
Кружевное полотно - прозрачная ажурная ткань с рисунками, образуемыми путем сочетания уплотненных и разряженных мест с отверстиями, получаемыми за счет плетения нитей. Идет на изготовление нарядных блузок, платьев, используется в качестве отделки.
Кружево алансон- шитое иглой кружево с правильным сетчатым фоном, чрезвычайно тонкое и дорогое.
Кружево блонда - шелковое плетеное кружево, исполнялось на испанский манер: по шелковой сетке большими матовыми цветами. Шло на мантильи, головные уборы испанок. Название дано ему по его суровому цвету.
Кружево брабант - ручное плетеное рельефное кружево, напоминающее гардинный тюль.
Кружево брюссельское - одно из самых знаменитых кружев,
тонкое, чрезвычайно изящное, шитое иглой; составлялось из фрагментов, скрепленных тонкими связками. Под названием «англетер» контрабандно ввозилось в Англию.
Кружево валансьен - стало знаменитым только в 18 в. Прозрачная, тонкая правильная ромбическая сетка-фон плелась одновременно с узором, так что рисунок не имел никакой рельефности. Кружево названо по французскому г. Валансьен.
Кружево венецианское - шитое иглой кружево, чрезвычайно тонкое и дорогое.
Кружево «малин» - тонкое ручное плетеное кружево с четким узором на сетке, напоминающей пчелиные соты.
Кружево торшон - машинное кружево - имитация ручных плетеных кружев.
Кружево фламандское - кружево, выполненное на тюле, отличалось необыкновенной тонкостью. В г. Бенш изготавливалось кружево на фоне сетки, напоминающей снежинки.
Кружево шантиль и - черное шелковое плетеное кружево, производство которого было основано в 18 в. Екатериной деРоган. Названо по французскому г. Шантильи.

КРЮЧКИ - Крючки в форме скрепки или буквы S продевают в петли занавесок или шторных лент. Существует множество типов крючков, для разных типов карнизов для штор.

КУЛИСКА - Сквозное отверстие в верхней части занавески, через которое пропускается штанга или стержень. Зачастую шторы на кулиске неподвижные.
ЛАМБРЕКЕН- драпировка, украшающая верхнюю часть оконного или дверного проема. Неотъемлемая часть текстильного декора в классических интерьерах. Распространены следующие виды и элементы  ламбрекенов: бандо/шабрак (жесткий), сваг, джабот/жабо/галстук, перекид.

ЛАМЕЛИ- полоски из ткани и др. материалов, составляющие полотно жалюзи.

ЛОНДОНСКАЯ ШТОРА (плоская штора). Подъёмная штора , заложенная встречными складками в которых обычно используется контрастный цвет. При подъёме которой складки расходятся.

ЛЁН - растительное волокно, известное еще в глубокой древности. Льняные ткани вырабатываются из льняной пряжи. Их производили еще в Древнем Египте, который славился производством и выделкой льна. Его высоко ценили; чистая и светлая льняная одежда служила эмблемой невинности и нравственной чистоты. Изящные образцы льняного полотна на египетских мумиях и по сей день удивляют исследователей. В дальнейшем лен получил распространение в Греции и Риме, где из него изготовляли одежду, например, хитоны, постельные принадлежности и др. Кроме того, льняной холст использовали в качестве материала для писания картин (заупокойных портретов). Лен - материал очень прочный устойчивый к действию светопогоды, в России и сейчас можно встретить не только в музеях, но и в семьях прекрасно расшитые льняные полотенца, украшенные кружевом, сделанные в конце 19 - начале 20 вв. В настоящее время вырабатываются разнообразные льняные ткани, например: жаккард,  атлас, батист, бостон, вольта и др. Очень сильно мнется. Дает усадку.

ЛЕНТА - полоска ткани, сотканная чаще всего из натурального или искусственного шелка или хлопка.

ЛЮВЕРСЫ- окантованные металлом, пластиком или деревом отверстия в верхней части шторы, через которые продевается круглый карниз. В места установки люверсов обычно вставляется (приклеивается) специальная люверсная лента, которая придает ткани жесткость. Так же используются для декоративной отделки штор, подушек, покрывал. На шторах д.б. четное количество люверсов.

ЛЮРЕКС - тонкая, блестящая нить (основа металлизирована или покрыта фольгой). Используется в декоративных целях как составной элемент ткани, пряжи - например, шерсть с люрексом.

МАДАПОЛАМ - легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Сырьем для нее служит миткаль. Используется для нательного и постельного белья. Названа по городу в Индии.

МЕАНДР - геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной (под прямым углом) линии, образующей ряд спиралей. Разработан в Древней Греции, применяется и по сей день. Назван по реке в Малой Азии.

МЕДАЛЬОН (фр.) - ювелирное украшение (как правило, в виде овальной или круглой плоской коробочки на цепочке или ленте), которое может служить для хранения чего-либо на память - локона, портрета и т.п. Особенной популярностью пользовалось в эпоху романтизма. Рисунок на классической ткани.

МЕЛАНЖ (фр.) - смешение в пряже разноокрашенных волокон;.ткань из такой пряжи.

МНОГОСЛОЙНОСТЬ - принцип соединения нескольких предметов  в единый ансамбль, позволяющий варьировать их назначение в зависимости от ситуации, сезона.

МУАР (фр.) - световой узор в форме более или менее широких волнистых или зубцевидных блестящих полос на матовом фоне; плотная  ткань с рубчатой поверхностью, на которую нанесен муаровый узор. Идет на вечерние платья, отделки, головные уборы и шторы. Секрет получения муарового узора заключался в том, что ткань полотняного плетения подвергают каландрированию: пропускают через нагретые стальные гравировальные цилиндры под высоким давлением. Они сплющивают уточные нити, меняя их структуру и направляя волокна в другую сторону. Благодаря такой деформации на шелковой поверхности и появляется переливающийся и не повторяющийся в своих линиях волнистый узор, напоминающий волны или годовые кольца на косом срезе дерева.

МУСЛИН (фр.) - мягкая тонкая ткань- хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая или синтетическая. Родиной ее является Индия. В Европе была особенно модной в эпоху ампира.

Объемный край -Полоса на верхнем крае занавески, которая имеет объемные рюши.

ОРГАНЗА - шелковая или капроновая прозрачная ткань, обычно с сильным блеском. При использовании органзы в качестве гардин, необходимо большое количество ткани. Минимально рекомендуемая сборка 1:2,5 -1:3, т.е. ткани должно быть в 2,5-3 раза больше чем длина карниза.

ПОДКЛАДКА - Ткань, пришиваемая к изнаночной стороне занавески. Подклад защищает от выцветания и придает занавеске объём. В качестве подклада для штор используют светонепроницаемую ткань БЛЕКАУТ. Таким способом можно выбрать любую красивую ткань и с помощью подклада придать ей светозащитное свойство.

ПОДХВАТЫ для штор - важный элемент оконного декора, они помогут обновить старые, надоевшие шторы и послужат красивой отделкой. Подхваты по бокам окна удерживают шторы, в результате образуется красивая драпировка и в комнату беспрепятственно попадает дневной свет. Широкие объемные шторы обрамляют окно пышными складками, а узкие занавески красиво прилегают к оконной нише. Подхваты можно выкроить из остатков ткани, близкой по цвету или контрастной. Если шторы готовы, а ткани для подхватов не осталось, подберите любую подходящую. Подхваты бывают любой формы и с различной отделкой. Симпатичны простые прямые завязки, однако лучше смотрятся и держат шторы фигурные подхваты. Красиво смотрятся подхваты с отделочным кантом и оборками по нижнему краю. Для подхватов подходят почти все легкие или не очень тяжелые ткани плотного переплетения, а слишком объемные жаккардовые ткани и бархат не годятся. Обе стороны подхвата выполняют из плотной ткани, но если она слишком дорога или объемна или ткани не хватает, оборотную сторону можно выкроить из подкладочного материала.Чтобы определить место закрепления подхватов, их длину и ширину, обвяжите штору сантиметром и подберите соответствующую высоту. Задрапируйте штору по своему вкусу и измерьте длину петли. Не снимая сантиметр со шторы, отметьте на стене или оконной раме место для держателя, при этом внешний край шторы должен оставаться прямым. Для штор длиной до подоконника подхваты располагают на уровне 2/3 высоты от верха, для более длинных их можно закрепить в любом месте. От места закрепления подхвата зависит аранжировка окна, поэтому отнеситесь внимательно к примерке. Как правило, чем ниже расположен подхват, тем пышнее получается драпировка, но тем меньше в комнату попадает дневного света и сужается вид из окна. Это даже неплохо, если панорама не слишком привлекательна. Если же вид приятен, а окно небольшое, подберите карниз, который будет заходить на стену у окна, раздвиньте шторы и закрепите подхватами красивые складки. Подхваты для штор длиной до подоконника удерживают шторы мягкими складками на высоте 1/3 от низа по обе стороны окна. При этом шторы обрамляют окно, но не загораживают дневной свет.

ПОЗУМЕНТ- см. БАСОН

ПОРТЬЕРА - от французского portiere, производное Porte - "дверь". Плотная, тяжелая занавесь для декорирования дверных проемов. Сегодня этот термин используют, называя дорогие, плотные, тяжелые (возможно, на подкладке ) шторы.

ПЕРЕКИД - ламбрекен со свободной драпировкой, который представляет собой полотнище ткани, переброшенное через штангу карниза и свисающее по бокам самопроизвольно образующимися складками.

ПРИНТ – нанесение рисунка на ткань при помощи красок. Отличительный признак: на изнанке рисунка нет.

ПРОКЛАДКА - Мягкий слой наполнителя между тканью занавесок и подкладкой защищает от света и шума. В качестве прокладочного материала в шторах используют МУЛЕТОН или СИНТЕПОН.

РАППОРТ (фр.) -повторяющаяся часть рисунка, например, на ткани. Бывает вертикальный и горизонтальный. Очень важно при расчете ткани с рисунком.

РЕПС (фр.) - плотная хлопчатобумажная или шелковая ткань полотняного
переплетения, на лицевой стороне которой расположены узкие параллельно-выпуклые рубчики, идущие в большинстве случаев поперек ткани. Тонкий репс используется для рубашек, толстый - для декоративных целей.

РИМСКАЯ ШТОРА - На изнаночной стороне шторы закреплены горизонтальные рейки. При подъеме шторы они образуют прямые складки.

РОГОЖКА - плотная и прочная ткань, в которой при изготовлении с обеих сторон образуются квадраты, расположенные в шахматном порядке. Имеет приятный шелковистый блеск, гладкую поверхность, высокую прочность, легче и тоньше льняной ткани.

РОЗА цветок из ткани -Украшение изготавливают из полоски ткани, сосборенной и уложенной по спирали, напоминающей лепестки розы.

РУЛОННАЯ ШТОРА  - Плоская штора, которая при подъеме наматывается на валик в верхней части окна.

РУЛИК - полоска ткани, выкроенная по косой линии, шириной 2-2,5 см, пристроченная и вывернутая с помощью иглы. Идет на изготовление петель, пуговиц и на отделку: узоры на воротниках, карманах и т.п.

РЮШ  - объемная, затейливо переплетенная или бахромчатая тесьма. Рюш часто вшивают, как кант, в швы чехлов диванов и подушек. Некоторые виды рюшей удобно вшивать благодаря фиксирующей край свободной строчке. В готовом изделии эту строчку распарывают, и отделка становится пышнее.

САТИН (фр.) - плотная тонкая хлопчатобумажная ткань сатинового или атласного переплетения, В 15-17 вв. в Московской Руси называлась «сатынь».

СВАГ - горизонтальный мягкий ламбрекен. Традиционно представляет собой выкроенное по косой полукружье-трапецию  с четко заложенными складками. Это неотъемлемая деталь классического декора. АССИМЕТРИЧНЫЙ СВАГ - сваг с ассиметричными плечами. С одной стороны складки собраны с максимальной плотностью, с другой стороны - вразрядку. Плечо свага- место сбора складок свага на карнизе, у одного свага 2 плеча.

СПАНДЕКС - синтетическое волокно на основе полиуретановой смолы. Резиноподобное, эластичное,  применяется вместо резиновых нитей.

СТИЛЬ - общность форм выражения, обусловленная единством идейного содержания.

ТАФТА (фр. < перс.) – гладкая, плотная, тонкая, хрустящая, ломкая, глянцевитая ткань полотняного переплетения из хлопчатобумажной пряжи, натурального, искусственного или синтетического шелка. В старину так называли гладкую тонкую шелковую ткань.

ТЕРРИ (англ.) - махровая ткань для полотенец, купальных халатов и т.п.


ТЕСЬМА- полоска ткани для каймы. В 19 в. большой популярностью пользовалась тесьма, которой отделывали декольте и юбки. Часто делается с различными орнаментами. Тесьма  - плотная лента; пришивают в виде каймы на подушки, шторы и мебельную обивку, чтобы подчеркнуть их форму. Ширина тесьмы варьируется от 6 мм до 15 см. Бывает простой и со сложным узором, вышитой, с петельчатым или зубчатым краем. Особо ценится тесьма, изготовленная в ручную. Цветная тесьма добавит однотонной ткани своеобразия и закроет швы на длинных шторах.

ТЕСЬМА ШТОРНАЯ (шторная лента) - Проще всего задрапировать  шторы или ламбрекен с помощью готовой шторной тесьмы. Тесьму выпускают различной ширины и разных типов, ее притачивают вровень или чуть ниже  верха штор или ламбрекена . В тесьму продернут шнур, потянув за который, вы можете собрать ткань в красивые складки или присборить ее в зависимости от выбранного способа драпировки. Подгонка ширины. Окончательная ширина штор определяется частотой складок или сборок. Но тройные и цилиндрические складки оставляют меньше свободы при подгонке ширины шторы. Выбор тесьмы зависит от вашего вкуса и способа драпировки. Выпускают следующие типы классической тесьмы: для обычных сборок, лучевых и бантовых складок, тройные и цилиндрические складки. Тесьма для лучевых и тройных складок имеет разную ширину. Есть специальная тесьма для тонких штор и тюля, она сделана из очень легкого, почти прозрачного материала. Появились и новинки: тесьма в стиле «вафли», для буфов и рюшей «тюдор». Как правило, ширина тесьмы определяется длиной шторы - более широкая тесьма (для тройных и цилиндрических складок) лучше всего подходит к длинным классическим шторам. Узкую тесьму (для сборок и лучевых складок) используют при шитье штор длиной до подоконника и не очень длинных. На тесьме есть петли или кармашки для шторных крючков. Для каждого типа тесьмы требуются свои крючки - это указано в инструкции. Тип крючка, в свою очередь, определяется способом закрепления занавески - на многих видах тесьмы крючки размещены на различных уровнях, чтобы занавеска могла свисать как со штанги, так и с рельса. Однако тесьма в тройную складку имеет фиксированное положение крючков, поэтому всегда проверяйте фабричные инструкции перед покупкой. Любая тесьма подходит почти для всех тканей, но все равно проверьте, как они сочетаются. Так, обычная тесьма, собирающая головку занавески в сборку, хорошо смотрится на ситцевой без подкладки занавеске, а тесьма с тройными и цилиндрическими складками хороша на тяжелых бархатных шторах. Декоративная тесьма украсит однотонную ткань, а для пестрого материала подойдет только простая тесьма. Проверяйте также вес и драпируемость ткани: на тяжелой шторе не удастся заложить лучевые складки, но отлично формируются цилиндрические. Ровно свисающая ткань хорошо укладывается в глубокие тройные складки, а очень легкие тонкие ткани типа вуали лучше украсить сборками. Тесьму можно стирать и чистить в химчистке, поэтому готовые шторы стирайте так, как этого требует ткань. Последняя новинка - тесьма, для которой не нужен карниз. Липкая полоса удерживает ее прямо на стене с липучкой или на карнизе с лентой ВЕЛКРО. Это идеальный вариант для штор, которые не надо раздвигать, для не слишком красивых окон или ламбрекена. Тесьму притачивают к верхнему краю шторы обычным образом. Тесьма под круглый карниз  позволяет просто и красиво задрапировать любую ткань, что прекрасно смотрится на нестрогих шторах и шторах в стиле кантри. Ткани потребуется в 1,5 -2 раза больше длины карниза. Лучевые складки- Аккуратная изящная драпировка хороша в любом интерьере. Ширину тесьмы можно подобрать в зависимости от длины и веса штор - чем длиннее штора, тем шире тесьма. Ткани потребуется в 2,5-3 раза больше длины карниза. Цилиндрические складки- Очень хороши для штор из тяжелой ткани или штор с прокладкой. Если шторы не перекрываются, складки должны сходиться посередине. Ткани потребуется в 3 раза больше длины карниза. Бантовые складки- Строгая тесьма подчеркивает длину штор. Складки хорошо смотрятся на однотонной ткани, они идеальны для оборки на кресле, канапе и на скатертях. Ткани потребуется в 2,5 – 3 раза больше длины карниза. Тройные складки-Тесьма хорошо драпирует ткань; выпускается разных размеров. Подходит для тканей средней тяжести. Уложите тесьму так, чтобы складки были размещены симметрично, на одинаковом расстоянии от краев. Ткани потребуется в 3 раза больше длины карниза. Сборки «тюдор»- Этот вариант лучевых складок идеален для оживления однотонной ткани. Ткани потребуется в 2-3 раза больше длины карниза. Буфы- Они хорошо смотрятся как на однотонных, так и на набивных тканях. Буфами часто украшают прозрачные и тюлевые занавески. Ткани потребуется в 2 раза больше длины карниза. Сборки в стиле «вафли»- Стильны и элегантны, как и сборки «тюдор». Ткани потребуется в 2-3 раза больше длины карниза. Читайте на нашем сайте статью о шторной ленте.

ТЮЛЬ (от французского Tulle , от названия французского города Tulle в департаменте Коррез) муж.род - легкая прозрачная сетчатая ткань с правильными шестигранными ячейками. Сейчас по названием ТЮЛЬ подразумевают: Гладкий тюль- вуаль, органза; узорчатый – жаккард, деворе, вышивка. Производство гладкого тюля было открыто в Англии в 1768 г., а в 1809 г. тюль уже был широко распространен и производство его можно считать установившимся.

ФАИ (фр.) - плотная ткань повышенной эластичности, с мелкими поперечными рубчиками, образуемыми за счет разницы в толщине нитей. Шелковый фай -файдешин или фай-креп.

ФАЛДА (нем.) - складка, сборка;

ФАСОН (фр.) - покрой, модель, по которой изготовлена одежда, головной убор, обувь и т.п.; внешняя форма изделия.

ФАСОННЕ (фр.) -современные узорчатые ткани.

ФАСОННЫЙ - сделанный по определенному фасону; рельефный или имеющий сложную конфигурацию.

ФЕСТОНЫ (фр.) - зубчатая кайма различной формы. Фигурная обработка края  или низа штор и ламбрекенов.

Фламандское завершение – Цилиндрические  складки (бокал) с отделкой из шнура или веревки, затянутой в узлы в основании складок.

ФЛИЗЕЛИН - нетканая клеевая прокладка. Различается по толщине,
мягкости в зависимости от применения (например, куртки на флизелине).

ФЛИСС - синтетическое волокно, изготовленное по альпийской технологии, с высоким водоотталкивающим эффектом; сохраняет тепло как натуральная шерсть, хорош в носке

ФЛОРАНС (фр.) - тонкая, но плотная тафта на Руси.

ФРАНЦУЗСКИЕ ШТОРЫ - пышные ниспадающие тюлевые драпировки с многократными складками. В быту имеют название МАРКИЗЫ.

ХЛОПОК - получают из растения Хлопчатник. Прочное волокно, не устойчивое к действию светопогоды. Сминается. Дает усадку. Применяется во всех видах текстильных изделий.

ЧЕСУЧА (кит.) - плотная шелковая ткань полотняного переплетения, имеет желтовато-песочный цвет, вырабатывается из неравномерных по толщине нитей натурального шелка особого сорта - туссора.

ШАБЛОН (нем.) - трафарет, образец, по которому изготавливаются какие-либо одинаковые изделия.

ШАНЖАН (фр.) - ткань из натурального или искусственного волокна с двух-цветным переливчатым эффектом «хамелеон»

ШЕЛК - натуральный шелк получают из кокона тутового шелкопряда. Родиной его является Китай, где с 3 в. до н.э. до 4 в. сохранялся секрет его производства. В Европу поставляли только готовые ткани. По выражению китайцев, шелк блестит как золото и струится как вода. В 18 в. в моде были коричневые цвета различных оттенков, которые назывались, например, «блоха в молочной лихорадке», цвет «молодой блохи», «старой блохи», «спинки блохи», «брюшка блохи». В середине 19 в. снова в моде шелк, но белого, нежно-розового и голубого цветов, - женщины в платьях из этого шелка напоминали «порхающие облака».
В настоящее время производство щелка развито, в основном, во Франции, Англии. Швейцарии, Италии, Китае и Индии; кроме того, вырабатывается искусственный шелк, своим появлением он обязан французскому химику Шардонне, который приготовил его из коллодия, растворенного в эфире со спиртом.

ШЕНИЛЛ (от французского «гусеница») Ткань с ворсом, напоминающая велюр и бархат. Пучки ворса на поверхности ткани распределяются неравномерно, образуя рисунок. Портьеры из шенилла плотные, теплые, устойчивые к истиранию. Для производства шенилловой нити чаще всего используют акрил, хлопок или полиэстер.

ШНУР - Шнуры и жгуты, пришитые как кант, делают контуры кресел, подушек и драпировки на окнах более четкими. Из толстых шнуров и жгутов изготавливают подхваты для штор. По цвету и текстуре шнуры бывают разнообразными: от натуральных хлопчатобумажных и крученой бумаги до роскошных шенильных и с золотыми нитями. Шнур на тесьме можно вшить в шов.

ШТОРЫ - (фр. store),  оконная занавесь, раздвигаемая в стороны или поднимаемая вверх. Это широкое, обобщающее понятие.

ШТОФ (нем.) - плотная одноцветная ткань с крупным узором. Используется для портьер, обивки мебели, шитья шлафроков.

ЭРКЕР - Оконный проем в выступе здания.

Возврат к списку